1 августа корреспондент ИА «Трибуна Севера» Виктор Татаринцев побывал в Музее народных промыслов и ремесел Приморья на открытии выставки «Война не может быть забытой». Об этом мероприятии мы уже писали. В ходе посещения музея удалось пообщаться с его директором Денисом Павловичем Ежовым и сотрудниками музея. Как выяснилось, в этом году — ровно 10 лет, как музей переехал в поселок Уемский из Лисестрово. — Денис Павлович, в феврале этого года Вы возглавили районный музей, как Вы себя ощущаете в этой должности, чего удалось добиться за истекший период? — Сегодня руководитель музея — это человек, который может преодолеть сложившиеся стереотипы и найти нетрадиционные пути решения тех задач, которые стоят перед музеем. В своей деятельности любой «управленец» использует современные управленческие технологии, применяет инновационные подходы. На территории Приморского района располагается ряд крупных музейных комплексов, в том числе федерального значения. Находясь в непосредственной близости от областного центра, где также расположены крупные государственные областные музеи, наш музей, обладая меньшими людскими и материальными ресурсами, вынужден вести конкурентную борьбу за каждого посетителя. Для того чтобы современный музей мог выдержать эту конкурентную борьбу, должен существовать программный документ, который определит основные этапы и направления развития на ближайшие 2–3 года. Таким документом стала Концепция развития МБУ «Музей народных промыслов и ремесел Приморья» на 2014–2016 годы. К написанию концепции привлекался каждый сотрудник музея, это коллективный труд. Надеюсь, что реализация мероприятий в рамках концепции позволит в ближайшее время в полной мере раскрыть потенциал музея. — Что, на Ваш взгляд, характеризует сегодня специфику сельского музея? Чем он может привлечь посетителя, какие виды услуг предлагает? Перед музеем стоят непростые вопросы, продиктованные временем. Современное общество — это, к моему большому сожалению, общество «потребления». Формирование собственной самооценки строится на количестве приобретенных в крупных торговых сетях потенциально ненужных товаров. Свое свободное время человек тратит на походы по торговым центрам, заботясь о материальных благах и забывая о духовности. Так выглядит организация досуга в современном обществе. И вот с такими источниками «ненужных товаров» сегодня вынуждены сосуществовать и конкурировать различные образовательные учреждения, в том числе и музеи. Стоит вопрос: как переориентировать человека на потребление «нужных» товаров и услуг? На мой взгляд, сегодня проявляется тенденция к использованию музея не только в образовательно-развивающих целях, но и в качестве опорной базы развлекательно-познавательного досуга. Для этого современный музей должен быть не только научно-просветительским учреждением, но и заниматься организацией досуга населения, выступить пространством, куда люди приходят общаться, стать площадкой для коммуникации идей. Наш музей предлагает различные виды услуг: от традиционных экскурсий до проведения различных мастер-классов и организации кружков, где взрослые и дети получают возможность обучаться различным ремеслам. Мероприятия музея имеют разнообразные форматы — от молодежного до академического. Например, в работе с детьми школьного и дошкольного возраста используются музейно-образовательные программы «Истоки» и «Родничок». Каждая из программ включает в себя лекционные занятия, экскурсии, викторины по воспитанию у подрастающего поколения любви к своей малой Родине, расширению познаний в различных сферах деятельности человека. Музей также предоставляет свои площадки для различных мероприятий, организует встречи, научные «круглые столы», конференции. Помимо постоянной выставочной деятельности на основной площадке, музей готовит и осуществляет проекты на территории других муниципальных образований Приморского района: организует выездные выставки и виртуальные экскурсии, тем самым расширяя круг своих посетителей. В конце апреля этого года музей стал постоянной площадкой для встреч и общения профессионального ремесленнического сообщества Приморского района. Убежден, что понимание интересов и запросов современного потребителя музейных услуг позволит склонить чашу весов в пользу посещения музея, а не торгового центра. Ведь выгоду в этом случае получает сам человек. — Вы упомянули об инновационных формах работы современного музея, в частности о мастер-классах по ремеслам. Не могли бы Вы рассказать подробнее о некоторых из них? На вопрос отвечает главный специалист отдела экскурсионно-массовой работы музея Алена Григорьевна Иванова. При музее открыты мастерские «Мастер и подмастерье», где дети занимаются изготовлением глиняной игрушки, северной росписью и вязанием. Музей народных промыслов и ремесел Приморья поддерживает своих мастеров, помогает им реализовать себя, обучаться и обучать ремеслу. Посетив один из мастер-классов, проводящихся в музее, любой желающий сможет своими руками изготовить для себя и своих близких памятный подарок: глиняную игрушку, народную тряпичную куклу, сплести из нитей пояс или солнечный символ, овладеть мастерством северной росписи. Для самых взыскательных посетителей музей организует мастер-класс, который проходит не в музейной мастерской, а дома у мастера гончарных дел! Каждый желающий сможет увидеть процесс изготовления глиняной посуды от начала и до конца: от подготовки глиняной массы до обжига готового изделия. Но самое интересное, разумеется, это возможность взрослым и детям, сидя за гончарным кругом, из куска глины своими руками сделать посуду так, как делали это издревле на Руси… В организацию мастеров и ремесленников Приморского района, о которой уже упоминал Денис Павлович, входит более 40 мастеров, проживающих на территории нашего района, сохраняющих и развивающих народные ремесла. О работе одного из кружков рассказывает его руководитель, Морева Людмила Никифоровна. Она была признана лучшим педагогом Архангельской области 2009 года и дважды лучшим педагогом Приморского района, в 2006 и 2011 году. Не любить детей и заниматься с ними невозможно, прежде всего, нужно любить детей. Я с малышами работаю уже более двадцати пяти лет. Работой с глиной сейчас занимается очень немного людей, а мастеров, обучающих работе с глиной детей, можно пересчитать по пальцам. Глина — материал трудоемкий, поэтому в детском саду в основном обучают лепке из пластилина или из теста. Работая педагогом в дошкольном учреждении, я начала обучать детей работе с глиной, а когда из детского сада группа перешла в школу, то мы стали заниматься с ними в кружке «В гостях у Глиняши» при нашем музее. Здесь мы уже пять лет. В следующем году я планирую познакомить детей с традициями изготовления игрушки Дымково Кировской области. Сейчас я практикую, чтобы дети сами проводили мастер-классы, и они уже понимают, что такое мастер-класс и как его вести. После мероприятия «Библионочь», проходившего в районной библиотеке, ко мне подошла ученица, проводившая мастер-класс и сказала: «Теперь я понимаю, как Вам с нами сложно». Дети дарят свои работы родственникам, некоторые родители имеют шкафчики, где хранят детские работы. — 2014 год богат на юбилейные даты: отмечается Год культуры в Российской Федерации, 430 лет со дня основания Архангельска, 85 лет — Приморскому муниципальному району. Музей включался в работу по подготовке к празднованию этих дат? Отвечает Александр Германович Лукин, методист музея. Пожалуй, главным событием среди череды юбилеев для музея стало 85-летие Приморского района. В течение года сотрудники музея организовывали экспедиции в различные муниципальные образования района, общались с местными жителями. Совместно с администрацией МО «Приморский муниципальный район» музей организовал ряд встреч с Почетными гражданами района. Благодаря этим встречам удалось собрать обширный материал, послуживший основой при подготовке к юбилейной выставке «Дорога длиною в 85 лет». Истории жизни этих людей — достойнейший пример нынешнему поколению молодежи, поэтому сотрудники музея сочли своим долгом собрать на выставочной площадке информацию обо всех Почетных гражданах Приморского района. Кроме того, в рамках юбилейной выставки проходит и стендовая выставка «Приморский район в лицах», основанная на фотографиях из фондов музея. Сотрудники Музея приняли участие и в торжественных мероприятиях, посвященных юбилею Архангельска, который является административным центром Приморского района. На ярмарке, проходившей в день празднования юбилея города, представили свои работы мастера-ремесленники Приморского района. Сотрудники музея также приняли участие в представлении Театра поморского костюма, сохраняющего и популяризирующего вековые традиции народного костюма, проведенном в рамках большой концертной программы. Это далеко не полный перечень юбилейных мероприятий 2014 года, в праздновании которых принимает участие Музей народных промыслов и ремесел Приморья. 1 августа открылась выставка, посвященная 100-летию начала Первой мировой войны. В этом году исполняется 135 лет со дня рождения художника, писателя, сказочника Степана Григорьевича Писахова. Музей, конечно же, не мог остаться в стороне от столь значимого события, и в октябре 2014 года открывает выставку художественных работ Степана Писахова, предоставленных ГМО «Художественная культура Русского Севера», с которым у музея сложились тесные партнерские и дружеские отношения. — Вы немного рассказали о мероприятиях, проходящих в музее. Можете подробнее остановиться на выставках, которые открылись недавно и откроются в ближайшее время? Чем порадуете посетителей? На этот и последующие вопросы отвечает Олег Евгеньевич Горшков, научный сотрудник музея. 16 мая 2014 года начала работу выставка «Дорога длиною в 85 лет». Она посвящена юбилею Приморского района. Если так можно выразиться, у нас складывается цикл юбилейных выставок и мероприятий. А открыла его в начале года выставка известных архангельских художников, отца и сына Трещевых «С любовью к родной Земле», где посетители узнавали очертания Повракулы, Лявли, Заостровья… Многие картины отмечены дыханием Белого моря, уделено внимание уходящему деревянному Архангельску, Соломбале. Выставка завершила свою работу, «передав эстафету» в виде двух картин юбилейной экспозиции. Рассказывая об истории Приморского района с момента его образования (1929 год) до дня сегодняшнего, мы хотели донести идею ценности человеческого труда как нравственной категории, присущей нашим людям в любой исторический период, на любом поприще. Есть здесь и доильный аппарат, и кормушка с поилкой для бройлерных цыплят, стол руководителя. Есть символ связи поколений и возвращения к традиции — гончарный круг и керамические изделия. В год культуры не обошли вниманием мы свою стезю: представлен настоящий оркестр народных музыкальных инструментов. Здесь можно увидеть раритетный баян, бас-балалайку, мандолину. Также интерес посетителей вызывают «новины» северной сказительницы Марфы Семеновны Крюковой, которые мы зачитываем по изданию 1937 года. Былинная традиция, воплощенная автором в контексте культа покорителей Арктики, людей мужественных профессий, по-прежнему удивляет и зачаровывает. Своеобразным продолжением выставки является фотоколлаж «Приморский район в лицах». Удивительно наблюдать, как люди приходят в восторг от узнавания самих себя и своих родственников. Коллаж выдержан хронологически по десятилетиям: с 30-х годов XX века и по сей день. Мы же, в свою очередь, рады показать таким образом обширный фотофонд нашего музея. — У музея наработаны партнерские взаимоотношения с учреждениями науки, культуры и образования, общественными организациями. Расскажите подробнее о совместных проектах музея. Одним из самых добрых и давних друзей нашего музея является ГМО «Художественная культура Русского Севера». Сдружила нас, разумеется, тема творчества художника и сказочника Степана Григорьевича Писахова. В 2012 году имели честь экспонировать его картины в рамках выставки «Оберегатель Севера». Представляется важным, что тогда в рамках пространства одного музея соединились, во-первых, Писахов-художник и Писахов-сказочник, во-вторых, Писахов как реальный человек и Писахов в ипостаси городского чудака, и, наконец, Сеня Малина — творение писаховского гения, и Семен Малина — уемский балагур. Получился хороший пример разрушения стереотипов. Затем была совместная выставка, посвященная известному звонарю, сказочнику, главному хранителю Музея деревянного зодчества «Малые Корелы» Ивану Васильевичу Данилову. Уемляне справедливо считают Ивана Данилова своим: многие помнят его как соседа, отца их одноклассников, посетителя библиотеки… В 2013 году состоялась третья совместная выставка — «Жизнь окнами на Север», посвященная творчеству и духовному пути Б. В. Шергина. В рамках формирования экспозиции «Пустошь и Патракеевка — центры мореходства и судостроения» мы познакомились с сотрудниками музея и библиотеки Арктического морского института имени В. И. Воронина, встретили там понимание и готовность сотрудничать. Интересным и продуктивным было общение с сотрудниками Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт», то есть — с современными лоцманами. Ценим дружбу с архангельскими, петербургскими коллекционерами, общаемся и с радостью рекламируем другие яркие, но не всегда известные архангельскому посетителю музеи: музей УФСИН, музей тралфлота, музей авиации Севера. 430-летний юбилей Архангельских лоцманов еще крепче нас сдружил с Северным морским музеем. 2014 год проходит под знаком сближения с научными и образовательными организациями, библиотеками: с радостью проводим экскурсии для учащихся вузов, состоялись виртуальные экскурсии в Октябрьской библиотеке № 2 Централизованной библиотечной системы, встречались в стенах музея с членами Общества средневековой археологии, проводили круглые столы с представителями науки, образования, культуры, общественных организаций. — Чем может удивить музей гостей из других регионов, иностранных туристов? В этом смысле представляет интерес различие в восприятии экспозиции «Гостиная Сени Малины» между архангелородцами, гостями из других регионов России и иностранцами. Для жителей Архангельска чрезвычайно важен тот момент, что у писаховского Сени Малины был реально существующий прототип — уемский балагур, выдумщик и на все руки мастер Семен Михайлович Кривоногов. Гостям города более интересен уникальный талант художника и сказочника Степана Григорьевича Писахова. Здесь мы нередко упоминаем и о Борисе Викторовиче Шергине. Лишь после погружения посетителей в мир образов сказочной Уймы Степана Писахова, говорим об Уйме реальной, ее жителях. Гостям из других стран, полагаю, интересен балагур в качестве яркого явления нашей культуры, а его небылицы — как оригинальная форма проявления народного творчества. Чем дальше территориально и ментально наш посетитель отстоит от традиционной севернорусской культуры, тем удивительней и неожиданней становится для него столкновение с ней в стенах музея. — Расскажите, какие научные темы и проблемы в настоящий момент разрабатывают сотрудники музея? Во-первых, мы постоянно пополняем багаж знаний о традиционных для нашей территории промыслах и ремеслах. Музей — это не только коллекция прялок, карбасов, самоваров, это живая традиция, соединяющая их и развертывающаяся во времени и пространстве, пример соединения материального и нематериального наследия, о котором сейчас так много пишут. Постоянно узнаем новое о Сене Малине (Семене Кривоногове) от его потомков, они также приносят предметы быта, имевшие отношение к легендарному уемлянину, ведется работа в Государственном архиве Архангельской области. Например, не многие знают, что прозвище «Малина» передалось «по наследству» к дочери Семена Кривоногова Анисье — прототипу знаменитой писаховской Перепилихи. Таким образом, сказочная Перепелиха — дочь сказочного Сени Малины… Перепелиха Семеновна Малина! Появилось больше информации об учебном заведении, располагавшемся на втором этаже дома Семена Михайловича, об ее учителях. Тема развития народного образования на территории Приморского района заслуживает отдельного рассмотрения. В ГААО сохранились отчеты о состоянии сельских училищ к 1917 году, благодаря им мы знаем, что одно из них, называемое Уемским одноклассным сельским училищем, располагалось в деревне Малынчевской, подобные учебные заведения также располагались в деревнях Федоровской и Большесельской. Все три деревни в начале XX века входили в состав Уймы, ныне названия некоторых из них трансформировались в названия улиц. Есть информация о Патракеевском двухклассном училище. Осенью планируем совместную с Уемской школой выставку по народному образованию. В рамках подготовки празднования 85-летия района накопилось много информации о Почетных гражданах Приморского района, тружениках-орденоносцах. Хотелось бы, чтобы она увидела свет, возможно, в форме сборника или газетных публикаций. — Приморский муниципальный район не так давно включен в состав арктических территорий. Это как-то повлияет на текущие проекты музея, чем-то обогатит его экспозиционно-выставочную деятельность? Тема Арктики звучит у нас, как минимум, с мая 2012 года в связи с началом работы 1-го этапа проекта «Пустошь и Патракеевка — центры мореходства и судостроения» «Лоцманы пустошинской стороны». Дело в том, что потомок пустошинских лоцманов Александр Матвеевич Пустошный участвовал в последнем этапе экспедиции Г. Я. Седова к Северному полюсу, стал вместе с Г. Линником свидетелем его трагической гибели. Как я уже говорил, тема освоения Арктики осмыслена ранее М. С. Крюковой. — На дворе лето, пора отпусков и каникул. Что может предложить музей в летний период? Что скажете о пешей экскурсии по «местам боевой славы» Сени Малины? Коллеги с этого года успешно ее проводят: сможете посмотреть место, где был дом Семена Михайловича, колодец, где он держал Налим Малиныча, наконец, попробуем найти телегу, выгонявшую «инстервентов» из Уймы, расскажем по секрету, что труба кирпичного завода является образцом артиллерийского оружия. Сегодня открылась выставка, посвященная 100-летию с начала Первой мировой войны, где рассказывается о ее участниках, живших на территории современного Приморского района. Очень советую всем ее посетить. |