25 августа 2014

Кластерный анализ архангельского туризма

Ольга Горелова, заместитель руководителя Агентства по туризму и международному сотрудничеству Архангельской области

15 августа завершилось обсуждение изменений к проекту Концепции по развитию туризма в Архангельской области. ИА «Трибуна Севера» выяснила с какой целью появился на свет этот документ и каковы перспективы развития этой отрасли в регионе в разговоре с заместителем руководителя Агентства по туризму и международному сотрудничеству Архангельской области Ольгой Гореловой.

— Ольга Владимировна, прежде всего, хотел бы попросить вас рассказать о Концепции по развитию туризма в Архангельской области, ради чего она разрабатывалась?

- Концепция — документ не новый, она была утверждена еще в 2010 году. С учетом участия Архангельской области в федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и выездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» и с созданием с 2015 года туристско-рекреационных кластеров на территории региона мы пришли к тому, что необходимо скорректировать концепцию, предусмотрев кластерный подход к развитию туризма. Для этого мы проанализировали специфику муниципальных образований Архангельской области, их туристско-рекреационный потенциал, транспортные возможности и попытались объединить муниципалитеты в группы (кластеры). Всего предполагается выделение шести кластеров на территории Архангельской области, реализацию четырех из которых — Каргополье, Устьяны, Беломорский и Котлас-Сольвычегодск — мы планируем начать в следующем году. Такое объединение потенциала муниципальных образований необходимо для создания там инфраструктуры в сфере гостеприимства и туризма, сопутствующей транспортной и инженерной инфраструктуры, а также создания таких турмаршрутов, которые могли бы увеличить въездной туризм на территорию Архангельской области.

- Вы сказали о федеральной программе, ради которой вносились изменения в Концепцию. С какой целью? Это позволяет как-то привлечь дополнительные федеральные средства, если да, то какие?

- Базовое условие участия в целевой программе — это договоренность областных и местных властей, бизнесменов о направлении ресурсов, как бюджетных, так и внебюджетных на расширение инфраструктуры туризма — туркомплексы, рестораны, гостиницы и т. п. — и объекты обеспечивающей инфраструктуры, то есть комплекс коммуникаций, которые необходимы для нормального функционирования туристской инфраструктуры (подъездные пути, система водо-, газо-, энерго- и теплоснабжения и т. п.). Это помогает инвесторам вкладываться в конкретные проекты на территории муниципальных образований. На сегодняшний день Ростуризмом одобрено четыре заявки Правительства Архангельской области о создании туристско-рекреационных кластеров — это Устьяны, Каргополье, Беломорский, Котлас и Сольвычегодск. Объем федерального финансирования составляет около 1,8 миллиардов рублей. При этом региональный бюджет несет обязательство по софинансированию в размере не менее 8 процентов, с учетом средств местных бюджетов.

- А частные инвестиции?

- Они должны составлять не менее 65 процентов от общего бюджета проекта кластера. Общее требование ФЦП такое: 65 процентов — инвестиции, 27 — федеральные средства на поддерживающую инфраструктуру и 8 процентов средства регионального и местных бюджетов. Сроки реализации проектов создания туристско-рекреационных кластеров в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и выездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» с 2015 по 2018 годы и выделение федеральных субсидий по этим проектам будет осуществляться под конкретные объекты.

- Как Архангельская область выглядит на общем фоне? 1,8 миллиарда рублей — это много или мало в масштабах России и СЗФО?

- Проекты создания кластеров в регионах различны, как по содержанию, так и по объему вкладываемых бюджетных и внебюджетных инвестиций. 10 субъектов РФ уже являются участниками ФЦП, реализуя не по одному проекту на своей территории. Среди успешных регионов — Республика Бурятия, Рязанская, Ярославская области. Оценить степень участия Архангельской области пока что сложно. Но в прошлом году по всей России было принято восемь заявок в рамках целевой программы, две из них — от Архангельской области. В этом году в конкурсе участвовало около 40 заявок, и вновь две от Архангельской области. По Северо-Западному федеральному округу по количеству проектов и выделяемых на них бюджетных средств мы, скорее всего, действительно впереди. Но я еще раз подчеркиваю — речь идет об одобренных федеральных средствах, их еще надо получить и обеспечить эффективное освоение, это зависит как от обязательности частных инвесторов, так и от готовности региона и муниципальных образований исполнять свои обязательства в срок и в полном объеме.

Концептуальные границы

- Ольга Владимировна, к сожалению, не успел принять участия в обсуждении Концепции, так что скажу сейчас — создается впечатление, что формируя собственные туристические кластеры Архангельская область немножко превращает себя в государство. А ведь административные границы преходящи, еще на моей памяти Архангельск именовали столицей Русского Севера. А это и Вологодская область, и Карелия, и Ненецкий округ, и Республика Коми. Мы граничим с этими регионами и их туристские достопримечательности связаны с нашими, это как-то учитывается?

- Выделяя кластеры, мы исходили из необходимости развития туристической инфраструктуры в регионе, исходя из тех наших особенностей, которые нас могут представить в выигрышном плане, в том числе и по СЗФО. Если мы брали проект «Устьяны», то делали ставку на активный, спортивный туризм, имеющийся опыт проведения соревнований, инфраструктуру, специалистов. Сегодня по тем же Устьянам мы работаем над направлением «свадебный туризм», которое будет интересно и для жителей других регионов. При проектировании кластера «Беломорский», рассматривали перспективу развития здесь делового туризма и исходили из того, что город Архангельск имеет здесь главную роль в силу транспортно-логистических особенностей, наличия соответствующей инфраструктуры, развитых сопутствующих сервисов. В том числе исходили из востребованности Архангельска, как морского порта и перспектив развития круизного туризма. А в перспективе — разработки продуктов арктического туризма с вовлечением в туристский оборот наших приарктических территорий — архипелагов Земля Франца-Иосифа и Новая Земля, восстановления линии Архангельск-Соловки. За каждым проектом есть картина, как привлекать туристов. Это конкретные продукты, или даже их линейка, которые мы активно прорабатываем с муниципалитетами и туристским сообществом. А всего у нас более 300 региональных турмаршрутов представлено на областном туристском портале pomorland.travel. Причем они разбиты по направлениям: есть и культурно-познавательные, и активные, и программы детско-юношеского отдыха.

- И есть совместные, с другими регионами? К примеру, с Карелией, с которой соседствует богатый на памятники деревянного зодчества Каргопольский район?

- У нас реализуются межрегиональные туры, хотя, быть может, носят нечастный и немассоый характер. Между туроператорами в Каргополе и Петрозаводске налажены связи. Имеются и маршруты из Карелии на Соловки в Архангельск и Каргополь. Мы пытаемся сейчас наладить этот межрегиональный маршрут, но имеется транспортная составляющая, туристам приходится добираться на разных видах транспорта: из Карелии до Соловков — морем, Соловки-Архангельск — самолет, дальше до Каргополя автобус или поезд. И очень большая проблема — это состояние дорог между регионами. Партнеры из Карелии готовы делиться туристическим потоком, но нужно приводить в порядок дороги для обеспечения комфортных переездом между точками на маршруте. Эта же проблема сдерживает и развитие автотуризма, который в последнее время пользуется большой популярностью.

- А что с туристическими планами в восточном направлении? Западная часть Ненецкого окрга исторически тесно связана с Мезенью, интересные были бы маршруты…

- Пока что не так много желающих использовать эти направления. Туроператоры разрабатывают программы, они получаются дорогостоящими и, к сожалению, спроса на них нет.

- Ольга Владимировна, а почему Онега не включена в туристические кластеры?

- Это всецело проблема транспортной доступности, отсутствия дороги. Завершение строительства трассы до Онеги оценивается порядка 8–9 миллиардов рублей. Это баснословная сумма. Нам нереально обеспечить инвестиционную составляющую в таком проекте при условии включения Онеги в кластер, так как для обеспечения бюджетного финансирования по требованиям федеральной целевой программы необходимы инвестиции на сумму, как минимум, 16–20 миллиардов рублей. В планах региона — сделать дорогу четвертой категории, грунтовую и наладить регулярное автобусное сообщение. Хотя для туризма такое решение не оптимально, если в какое-то время года объект не доступен, то это снижает его туристскую привлекательность.
- Детские, юношеские туры, связанные с краеведением — это направление как-то развивается?

- Да, у нас уже создано туроператорами около 100 программ детско-юношеской направленности, сейчас на областном туристском портале разработан раздел, где опубликован полный перечень туров. В течение 2014 года совместно со школами мы проводим выездные совещания, сессии по представлению этих программ. С этого года мы начали вести статистику, сколько школьников и по каким маршрутам отправляются. Мы хотели бы, чтобы школьные учителя имели полный список этих программ и максимально его использовали в каникулярный период.

- Это поможет как-то эффективно поддержать имеющуюся туристическую инфраструктуру на местах: гостевые дома, музеи, столовые?

- Конечно. В той или иной программе учитываются различные объекты: предприятия общественного питания, средства размещения, музеи. В одной программе сосредотачиваются разные актеры. Сейчас федеральный центр начинает обращать на развитие детско-юношеского туризма, ведь в свое время позиции данного вида туризма были упущены.

Как нам реорганизовать туры на Соловки?

- Вы говорили о Соловках, насколько я понимаю, речь не идет о восстановлении бюджетного туризма, как в советское время. А почему нельзя использовать опыт соседей и совмещать, как в Норвегии, туризм и создание регулярной грузо-пассажирской паромной линии Архангельск-Мурманск с заходом на Соловки?

- Проблема не в том, что создать такую линию, она в том, где найти подходящее судно, которое могло бы использоваться на этой линии. С 2007 года мы этот вопрос прорабатывали, но, к сожалению, найти подходящее судно непросто. В советское время на линии Архангельск-Соловки ходила «Клавдия Еланская», теперь она приписана к Мурманскому морскому пароходству. В прошлом году мы начали переговоры с Мурманской областью о возможности его использования в летний период для рейсов на приарктические архипелаги Архангельской области с заходом на Соловки, но и это оказалось невозможно, так как «Клавдия Еланская» задействована на социально значимых рейсах вдоль Кольского полуострова. Если речь идет о строительстве нового судна, то надо понимать, что оно будет делать в течение длительного зимнего периода, учитывая ограниченные сроки навигации в Белом море. Либо найти, как минимум, судно типа «река-море». Но, к сожалению, свободных судов на рынке нет. Да, раньше ходили на Соловки суда «Татария», «Буковина», «Юшар», но в начале 90-х они были проданы, к большому сожалению.

- Неужели совсем-совсем ничего нельзя предпринять?

- Мы ведем сейчас переговоры с одной норвежской компанией о продлении маршрута их парома до Мурманска и Архангельска, а также организации совместных маршрутах в Белом море. Они начались еще в 2007 году, но в 2008 году были приостановлены из-за мирового кризиса. Сейчас мы вновь выходим на переговорный процесс, посмотрим, что получится.

Беседовал Григорий Дитятев

Забота
Комментарии добавить
Вход

Авторизуйтесь с помощью социальных сетей